ИНТЕРЬЕР ЗАЛА ТЕАТРА

размещено в: BIM, ОБО МНЕ | 0

Представляю вашему вниманию свой академический проект концепции зрительного зала драматического театра.

Одной из идей, лежащей в основе концепции спроектированного ранее драматического театра, является тема кризиса, падения культурного и духовного уровня, которое явно проявляется в искусстве.

Искусство — особый способ познания и отражения действительности, одна из форм художественной деятельности общественного сознания и часть духовной культуры как человека, так и всего человечества.

Художники проявляют своё мастерство, обращаясь к темам, которые были некогда запрещенными, «андеграундными».

Для андеграунда характерны разрыв с господствующей идеологией, игнорирование стилистических и языковых ограничений, отказ от общепринятых ценностей, норм, от социальных и художественных традиций, нередко эпатаж публики, бунтарство.

Одним из таких тем является тема страха, которая наиболее глубоко представлена в философии экзистенциализма.

На первый взгляд, страх не имеет какого-либо глубокого философского значения, но экзистенциалисты, подробно разобравшись в нем, пришли к выводу, что страх — это что-то значительно глубже, чем простое переживание, вызванное внешними раздражителями.

Прежде всего, экзистенциалисты разделяют понятия страха и боязни. Боязнь всегда предполагает наличие какой-либо определённой угрозы. Боятся, например: людей, обстоятельств, условий, явлений и т.д. То есть источник боязни всегда определён.

Иначе страх. Какой-либо предмет, который возбуждает страх, отсутствует. Человек не может даже сказать, что его страшит. Именно в этой неопределённости и проявляется основное свойство страха. Это чувство возникает без какой-либо видимой и определённой причины. Из-за этого человек и не способен оказать сопротивление, так как не известно откуда страх наступает. Тогда, кажется, что он подходит со всех сторон и от него не скрыться, потому что даже не знаешь от чего бежать.

В большинстве случаев страх считается негативным явлением, но экзистенциалисты придают ему позитивного окраса. Они говорят, что страх потрясает человека во всех его жизненных отношениях. Он необходим нам для того, чтобы вытянуть человека из размеренного, бездумного проживания жизни. Именно страх даёт возможность абстрагироваться от всех ежедневных проблем, забот и посмотреть на все происходящее со стороны. Страх подобен огню, он сжигает все несущественное и временное; он отвлекает человека от всего мирского. Только тогда проявляется истинное существование.

Кьеркегор утверждает: «страх — это головокружение свободы».

Во время этого чувства все незначительное отступает на задний план, а остается само существование. Когда человек поднимается над бездумным проживанием — он понимает, что большинство его ценностей, ориентиров и жизненных отношений — ошибочны. Прежде он был ими несом, но теперь словно отторжен от них, теперь он целиком опирается на самого себя и лишь в этом проявляется истинная свобода.

Как следствие, страх у экзистенциалистов становится наивысшим достижением человека, так как только в нем открывается истинное существование.

Заимствуя эти идеи у философов-экзистенциалистов, родился образ зала театра – сердца, как главного центрального помещения. Но сердца страдающего, даже истерзанного. Страдающего по тому, что происходит вокруг него, а происходит – падение духовного и интеллектуального уровня, и потому, под влиянием агрессивной окружающей среды – истерзанного.

По этим причинам цветовая гамма носит красные цвета; у зрителя появляются образы, связанные с живым организмом, мышцами, мясом, кровью. Всё это наводит на него страх. Человек смотрит и восклицает: «О, Боже!».

В древней науки об архитектуре Васту Шастра содержится стих, где говорится, что архитектор должен создавать такую среду, чтобы у людей появлялась мысль о Боге.

Согласно концептуальному решению, стены зала имеют красный цвет. Они собраны по стальным профилям, которые в хаотичном порядке разделяют поверхность на многоугольные сектора. Таким образом создается эффект многочисленных порезов, шрамов и рубцов. Для обеспечения необходимых акустических свойств внутренняя отделка набрана из деревянных досок, параллельных друг другу. Параллельные направления создают агрессивный рисунок, только подчеркивающий образ «истерзанности». В толщу стены внедрены светильники, благодаря им можно управлять световым решением в течение действия на сцене. Например, по задумке режиссера, перед началом подсветка отключена, во время – подсвечивают отдельные сектора, а после окончания – снова отключается.

Навесной потолок, выполненный из стекла, имеет криволинейную пластику. Это создает эффект «искусственности», которая преобладает в современной культуре, даже на уровне повседневности. Черный цвет стекла «давит» на зрителя, подчеркивая агрессивность внешней среды. Во время действия пространство под потолок подсвечивается, становятся видимыми несущие конструкции зала – металлические фермы с параллельными поясами. Они имеют умышленно увеличенную высоту. По нижнему поясу ферм лежат прогоны, по которым уложены «мостки». С помощью такого приема в пространстве потолка создается «альтернативная сцена», на которой, по задумке режиссера, может происходить некое театральное действие. Например, пробегающие люди, одетые в соответствующую одежду, обязательно вызовут у зрителя ощущение присутствия чего-то недостижимого и непонятного.

Конструкция стен многослойная, нижние слои содержат в себе световые элементы, благодаря которым, по необходимости, устраивается игра света и цветовых пятен в момент разыгрывания спектакля.

При необходимости, возможна смена характера освещения в зависимости от действия, происходящего на сцене, или повременное освещение (до, в течение и после спектакля).

В подковообразной форме зала с разделением рядов на партер и амфитеатр содержится идея двух миров, тема ада и рая.

С уважением, Сергей Волков.

Оставить комментарий