МОЙ ДИПЛОМ

размещено в: BIM, ОБО МНЕ | 0

В 2013 году я защитил диплом на тему «Киноконцертный комплекс».

Приведу некоторые фрагменты из пояснительной записки:

Смена веков всегда характеризовалась изменением верований и умонастроений, что способствовало появлению новых идей и вело к рождению новых архитектурных стилей. Так новым архитектурным стилем 21 века, провозглашенным Патриком Шумахером, стал параметризм. Компьютер, ставший неизменным помощником для человека, получает новую роль – соавтора.

param

Одновременно с этим постепенно забываются законы, применяемые с древних времен и испытанные на практике. Законы, по которым строились многие постройки, ставшими шедеврами мировой архитектуры.

Отличительной чертой древности было серьезное отношение к духовности. Архитектура Античности придавала большое значение законам гармонии, пропорционированию, большому количеству храмовых сооружений, таких как пирамиды в Египте, храмы в Древней Греции и т.д. При том храм, несмотря на свою культовую составляющую, был объектом культурного значения, особенно это проявилось спустя тысячелетия, когда храмовые постройки стали визитной карточкой целых цивилизаций.

ККК1

Храм издавна считался совокупным произведением искусств, в котором сочетались и архитектура, и скульптура, и живопись, и музыка, и проч. А также и театральные здания содержали в себе синтез всех искусств: включают в себя музыку, архитектуру, живопись, кинематограф, фотографию и т.д. Изначально искусство было средством соприкоснуться к возвышенным идеалам, помочь понять высший смысл человеческой жизни. Можно сделать вывод в близости тематики театральных представлений с религиозными.

grec

Внимание к деталям позволяет создать архитектуру, которая «красиво стареет», рассчитанную на продолжительное использование. Следовательно, решались вопросы старения архитектуры: использование необходимых материалов, учет оседания на поверхность дождя, снега, появление патины.

Другой важной чертой архитектуры Античности было создание открытых общественных пространств, которых были бы доступны большинству. Так в демократической Греции устраивались летние театры, самым известным из которых стал театр Диониса в Афинском Акрополе. В Риме был форум, который служил центром общественной жизни: на нем в разное время располагались рынок, место народноых собраний, место заседаний и политических выступлений. Интересно то, что понятие «форум» в современное время эволюционировало в медийную площадку для тематического общения.

Таким образом, в Античные времена в той или иной форме существовали общественные пространства, определение которого сейчас отсутствует. Существует два отечественных представления понятия о нем, взятых из википедии и градостроительного кодекса. Википедия определяет понятие «общественное место», как территорию или пространство массового скопления и потенциального нахождения людей, открытое для их свободного посещения и перемещения. Градостроительный кодекс объясняет термин «мест общего пользования» как территорий, которыми пользуется неограниченный круг лиц.

Отсутствие четкой структуры определений и самого понятия «общественное пространство» дает повод пересмотреть существующую терминологию. Общественным должно стать пространство, принадлежащее обществу. Если рассмотреть пространства на предмет «доступности» и «эксклюзивности», то на месте доступности будут дороги, эксклюзивности – торговые центры, и между ними парк, как слияние городского ландшафта и природы.

В чистом виде, общественное пространство открыто для фланеров, которые гуляют бесцельно и ничто их не агитирует, ничего «не нагружает». Внесезонное общественное пространство – рекреационная зона для города. Формирование общественного пространства основывается на таких важных составляющих, как дизайн, безопасность, содержание, идентичность и комфорт. В идеале каждое место должно иметь своего оператора, который будет заботиться о его сохранности, защищать от воздействия вредителей. Но оператор будет заинтересован в такой деятельности, если только он сам будет получать от этого какую-то ощутимую выгоду.

Подразумевается то, что современная архитектура должна нести некое сообщение горожанам. Людей привлекает любая возможность коммуникации. Отсюда и может пойти «обратная связь» – приятные ассоциации, связанные с определенным местом, либо же неприязнь.  Медийность подразумевает информационный посыл, нацеленный на создание радостной и активной атмосферы, сторонясь ощущения депрессивной бездеятельности. Для этого необходимо просчитывать на шаг вперед, т.е. учесть возможные потребности будущих потребителей и дать им возможность выбирать альтернативу. В понятие «медийности» также входит и создание световое решение среды комплекса.

Время представляет собой нелинейную структуры символически выражается  в виде спирали, которая формирует пространство.

Rf_razrez2

Тема, которая позволяет сформировать среду киноконцертного комплекса – это тема спирали и воронки, как символа времени. Объемы комплекса, характер движения посетителей проходит на спирали.

Появление псевдоисторческого объекта в городе, не имеещим большую историю, вносит определенный смысловой подтекст.

Симулякр (от лат. simulo, «делать вид, притворяться») — «копия», не имеющая оригинала в реальности.

Логичной метафорой для будущего киноконцертного комплекса становится культовое здание, т.е. храм. Однако, из-за продолжительного несоблюдения принципов духовности, произошло разрушение храма.

Проект киноконцертного комплекса использован как повод переосмыслить градостроительную роль места, на котором он расположен.

В данной работе сделана попытка вспомнить незыблемые законы гармонии и использовать их на практике.

Перевернутая пирамида символизирует переворот социальных устоев.

Проектируемый киноконцертный комплекс находится в городе Ухта, на пересечении улиц Октябрьская, проспект Ленина и 30 лет Октября. Выбранный участок находится в центральной части города, которая предполагает под собой богатое функциональное наполнение. Таким образом, культурная составляющая помещается в центр общества, в «сердце» города.

Мост помогает организовать новое многофункциональное общественное пространство, достаточно большое для того, чтобы разместить там общественный парк, и при этом уютное и камерное, а также надежно защищенное от осадков и ветра.

Сам ККК решается из объемов предельно простой планировки, с минимумом несущих опор. Впрочем, принцип максимальной простоты использован только применительно к внутренним помещениям комплекса.

Благодаря этому приему, с каждой новой точки киноконцертный комплекс воспринимается иначе, а необычная облицовка фасад не только придает такой архитектонике дополнительной выразительности, но и защищает от ветра и осадков.

Была создана «иллюзия» истории.

Rf_razrez1

Летом сцены киноконцертного комплекса будут служить кафе и местом проведения семинаров, дебатов, концертов и киносеансов. Через верхнее остекление в фойе с белыми стенами и деревянными полами попадает солнечный свет.

Чтобы наиболее естественно представить историческую составляющую использован архетипический образ летнего театра.

Благодаря получившейся фактуре и цвету материала, и самому своему силуэту киноконцертный комплекс вписывается в панораму города.

С одной стороны, киноконцертный комплекс ведет диалог с кирпичными домами, с другой, очевидно подчеркивает свое современное происхождение. Еще один эффект заключается в том, что.

Многофункциональность киноконцертного комплекса продиктована сложностью тематики. Комплекс состоит из четырех отдельно расположенных объемов, в которых расположены кинотеатр, торговый центр, библиотека, музей. Пластика объектов минималистична, они состоят из простейших геометрических фигур: куб, пирамида.

maslou

Важнейшую роль в комплексе играет киноконцертный зал, заключенный в объеме пирамиды (ссылка на Древний Египет), однако, она перевернута, сродни пирамиде Абрахама Маслоу, которая символизирует измененную иерархию человеческих ценностей.

Четкое разграничение функций по объемам – тоже прием из архитектуры Древней Греции.

Киноконцертный комплекс разбит на несколько объемов, каждый из которых несет в себе определенную функцию: универсальный зал, музейные пространства, библиотека, торговый центр. Эти объемы объединяются единым полузаглубленным пространством, которое создает новые городские места, ориентиры. Таким образом, многофункциональность киноконцертного комплекса отвечает значимости места в структуре города и позволяет создать новый общественный центр.

Rf_3d

По проекту, здания Дома быта «Сервис», торгового центра «Березка» и кинотеатра «Юбилейный» подвергаются сносу: на месте Дома Быта появляется входная группа киноконцертного комплекса, кинотеатр заменяется на торговый центр, торговый центр «Березка» — на библиотеку.

Фойе является трехуровневым, оно является связующим элементом между различными уровнями, объединяя между собой входную группу, кинотеатр, музей, двухуровневый подземный паркинг на 300 мест и зрительный зал на 600 мест.

Благодаря тому, что экстерьерные пространства формируются по принципу воронки, создаются 2 типа театра – аллюзии на древнегреческие театра: верхний театр – более крупный, и нижний – кулуарный. На этих площадках возможно проведение различных городских мероприятий, гуляний, праздников, зимой там устраивается каток.

Для решения пешеходно-транспортной проблемы создан заглубленный открытый пешеходный переход, при этом существующая автомагистраль остается на нынешней высотной отметке, превращаясь в мост, под которым организовано новое рекреационное общественное пространство. Разграничение транспортных и пешеходных потоков придает проектируемому объекту еще бόльшую значимость.

Таким образом, новый взгляд на архитектуру киноконцертного комплекса обогатит центр города Ухта, формируя при этом в себе множество  новых общественных пространств, площадей и мест отдыха.

С уважением, Сергей Волков.

Оставить комментарий